Франчайзинг
система бизнес-взаимодействия двух сторон Франчайзи и Франчайзера по продвижению на рынок продукции или услуг последнего. Франчайзер передает Франчайзи права на ведение и развитие бизнеса от его имени по установленной схеме с использованием фирменных технологий в строгом соответствии с разработанной концепцией. Работа по программе франчайзинга требует минимальных затрат от Франчайзи по сравнению с самостоятельным открытием и продвижением собственного бренда аналогичного направления. Используя наработанные технологии и приносящие прибыль идеи, Франчайзи развивает свой бизнес под брендом Франчайзера и делится с ним частью прибыли на условиях, отраженных в договоре, заключение которого является обязательным.
Франшиза
пакет прав, приобретаемых Франчайзи по договору франчайзинга для ведения и развития бизнеса под брендом Франчайзера. В рамках франшизы определяются полномочия каждой из сторон на использование фирменных наименований и стиля, товарных знаков, оригинальных технологий.
Франчайзер
правообладатель оригинальной технологии построения и развития бизнеса и пакета франшизных прав, продающий его Франчайзи и регулярно получающий отчисления от успешно развивающихся франшизных проетов. Стать Франчайзером может любая успешная компания, быстро достигшая успеха благодаря использованию собственных оригинальных методик, технологий и программ. По достижении стабильно высоких результатов такая компания может предлагать на рынке франшизы собственной марки.
Франчайзи
предприниматель или организация, приобретающая по договору франчайзинга пакет франшизных прав на организацию, ведение и развитие бизнеса в соответствии с условиями Франчайзера. Бизнес ведется под брендом Франчайзера с обязательным отчислением ему предусмотренной договором части прибыли.
Паушальный взнос
единовременный взнос Франчайзи в пользу Франчайзера при приобретении франшизы. Его часто называют вступительным взносом. Многие Франчайзеры не взимают паушальный взнос на стадии раскрутки. Это своеобразная плата за приобретение оригинальной технологии, правил работы с брендом и прочих фирменных секретов.
Роялти
это регулярные выплаты в пользу Франчайзера, выплачиваемые ему в соответствии с договором, за поддержку и сервисное обслуживание в процессе организации и раскрутки бизнеса. Роялти может иметь фиксированную ставку в виде процента от продаж или строго определенной суммы. Франчайзеры, выступающие в роли поставщиков, часто включают роялти в стоимость товара.
Маркетинговые услуги
этот вид услуг, оказываемых Франчайзером за отдельную плату, направлен на раскрутку и продвижение Франчайзи на рынке. Сюда входят рекламные услуги и маркетинговая поддержка.
Договор франчайзинга или коммерческой концессии
соглашение, условиями которого предусмотрено использование фирменных технологий, продуктов, методик, стиля, имени, продукции Франчайзера для создания и раскрутки собственного бизнеса под его брендом. В договоре франчайзинга обязательно оговаривается его срок, размер паушального взноса и роялти, права Франчайзи. Заключение такого договора возможно между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Интеллектуальная собственность
это вид прав и информационных продуктов, передаваемых Франчайзи после заключения договора франчайзинга. К этому виду прав относится использование уникальной информации, методик, технологий, разработанных и внедренных Франчайзером.
Мастер-франшиза
это право продажи франшиз на территории Франчайзи. Купив такую мастер-франшизу для конкретного региона Франчайзи приобретает право продаж франшиз на данной территории.
Мастер-франчайзи
это франчайзи, купивший право на ведение бизнеса на определенной территории. То есть, бизнесом под эгидой купленной франшизы в своем регионе может заниматься только он и продавать франшизы на него другим франчайзи от своего имени, организуя обучение и подготовку на уровне Франчайзера. Он сам руководит бизнесом и работой подчиняющихся ему франчайзи на условиях, предусмотренных договором с Франчайзи.
Франчайзинг продукта и имени
этот вид франчайзинга представляет собой приобретение исключительных прав только на конкретную продукцию или брендовое имя. Например, вести свой бизнес под именем Франчайзера или использовать из всех предлагаемых им инструментов только фирменный знак. Этот вид франчайзинга предполагает минимальный объем прав Франчайзи и, соответственно, ограниченный набор предлагаемых Франчайзером инструментов.
Франчайзинг бизнес-формата
этот вид франчайзинга предполагает приобретение полного пакета франшизных прав с предоставлением в распоряжение Франчайзи всех возможных инструментов, технологий, продуктов, при помощи которых строится бизнес.
Производственный франчайзинг
этот вид франшизы предполагает передачу Франчайзи оборудования и технологии производства конкретной продукции, которую тот производит самостоятельно и реализует под брендом Франчайзера.